АВТОВАЗ
на автомобильном
рынке


Планомерная работа
по оптимизации
дилерско - сбытовой сети, дальнейшее развертывание региональных управлений поставок позволили
в 2001 году преодолеть сезонные колебания спроса, отказаться от практики предоставления скидок с отпускных цен и обвалов в розничных ценах
Рассматривая вопрос, кто является основным потенциальным потребителем автомобилей ЛАДА, в 2001 году ОАО «АВТОВАЗ» провел комплексные исследования автомобильного рынка России.

Эти исследования показывают - основным потребителем является российский средний класс, вне зависимости от занимаемых должностей в структурах своих предприятий и других экономических образований.
Это особенно убедительно демонстрируют результаты исследований по семейству ВАЗ-2110.

Исследования автомобильного рынка России так же убедительно доказывают, что основная часть российских потребителей ориентирована на покупку автомобиля в ценовом диапазоне до
5 тысяч долларов США, а в диапазоне до 10 тыс.долларов США продано свыше 94% всех автомобилей. По прогнозам аналитиков, эта тенденция сохранится до 2015 года.

В 2001 году по продажам в России лидировали:

Сектор «С» (все автомобили ЛАДА, кроме ВАЗ-2121 «Нива» и иномарок) - 71%;
Сектор «Е» («Волга», иномарки) – 9%;
Сектор «SUV» («Нива», «УАЗ», иномарки) - более 11%

На внутреннем рынке в 2001 году было продано без учета продаж подержанных российских автомобилей, 1 433 234 автомобиля, что на 29,8% больше чем в 2000 году.
При этом доля новых отечественных автомобилей в годовом объеме продаж автомобилей в России составляет 66,8%. Произошел резкий рост доли продаж подержанных иномарок
(на 87,3%), при этом доля продаж новых иномарок не увеличилась.
Несмотря на снижение доли ОАО «АВТОВАЗ» в общем объеме продаж с 54,8% в 2000 году до 48,6% в 2001 году, объем реализации автомобилей достиг максимального объема - 774 тысячи автомобилей.
Дополнительно к этому в 2001 году было произведено 115 540 сборочных автокомплектов (в 2000 году - 53866 автокомплектов), в том числе для АО «Ижмаш-авто» и АО «Рослада».


В 2001 году нам удалось сохранить высокую долю стоимости новых автомобилей ЛАДА в совокупной стоимости проданных легковых автомобилей в России.

Проанализировав объемы продаж новых автомобилей официальными дилерами зарубежных производителей в России по классам, можно с уверенностью сказать, что в России новыми иномарками компенсируется практически полное отсутствие отечественных автомобилей класса «В» и «D», а также недостаток высококомфортных и дорогих отечественных автомобилей в классах «С», «Е» и «SUV».

Основными факторами роста спроса на легковые автомобили отечественного производства в России являются:

низкая стоимость относительно автомобилей иностранного производства;
относительно низкая стоимость эксплуатации и ремонта;
повышение качества автомобилей отечественного производства;
рост ВВП и рост доходов населения;
развитие тенденции наличия двух и более автомобилей в семье.

Ценовые позиции различных моделей и изменение отпускных цен за год (наиболее отгружаемых комплектаций), которые приведены ниже, соответствовали потребительской оценке и рыночной конъюнктуре.

Изменение средних отпускных цен
Модель Среднегодовые цены, руб.
в 2001 г.
Среднегодовые цены, руб.
в 2000 г.
Изменение цены,
%
ВАЗ-2104 91 851 74 223 23,8
ВАЗ-2105 83 573 63 682 31,2
ВАЗ-2106 87 679 68 652 27,7
ВАЗ-2107 90 482 73 471 23,2
ВАЗ-2108 114 822 100 613 14,1
ВАЗ-2109 118 732 103 178 15,1
ВАЗ-21099 127 271 111 234 14,4
ВАЗ-2110 153 548 141 878 8,2
ВАЗ-2111 170 764 169 739 0,6
ВАЗ-2112 151 577 145 362 4,3
ВАЗ-2115 141 873 134 637 5,4
ВАЗ-2121 110 179 90 567 21,7



Большое внимание в ОАО «АВТОВАЗ» уделяется вопросам совершенствования технологий маркетинга и продаж.
Объемы региональных поставок в 2001 году в целом соответствовали распределению платежеспособного спроса и размещению на внутреннем рынке 50 управлений региональных поставок и более 300 предприятий дилерской сети.

В ближайшее время мы планируем в области маркетинга и сбыта сконцентрировать свою деятельность по развитию следующих направлений:

повсеместное внедрение продажи автомобилей в кредит и лизинг;

кардинальное повышение качества послепродажного обслуживания;

совершенствование технологий исследования рынков и внедрение широко распространенных за рубежом количественных характеристик, таких как индекс удовлетворенности потребителей и индекс лояльности;

широкое применение инструментов электронной коммерции как современных механизмов продаж, так и эффективной обратной связи с рынком;

внедрение «Фирменного стиля ОАО «АВТОВАЗ» на собственных и независимых структурах товаропроводящей сети.

Экспорт

В 2001 году было запланировано к поставке на экспорт 83 869 автомобилей, фактически отгружено 84 866 автомобилей.

Мы продолжили поставки на экспорт сборочных комплектов, расширили их модельный ряд.
На сборочном заводе в Эквадоре собран 2591 автомобиль ВАЗ-21214, а на Украине, в городе Луцке собрано 8037 автомобилей ВАЗ-21043, ВАЗ-2107, ВАЗ- 2109, ВАЗ-21213.




В 2001 году расширилась география экспорта. Экспорт осуществлялся в 33 страны дальнего зарубежья и в 7 стран СНГ. Начались прямые поставки автомобилей в Иорданию, Румынию, Белоруссию, Таджикистан, Эквадор.
Развитие зарубежной сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ» осуществляется по следующим направлениям:

Укрепление позиций на существующих рынках стран ЕЭС и Восточной Европы, для чего ведется подготовка производства по доведению конструкции автомобилей до требований Директив по экологичности и безопасности.

Укрепление и развитие дилерской сети стран СНГ и Ближнего Востока.

Развитие сервисно-сбытовой сети в странах Латинской Америки за счет сборочных заводов в Уругвае и Эквадоре и расширение сбыта готовой продукции в этом регионе.

Возврат на ранее существовавшие рынки сбыта, включая страны с левосторонним движением.

Освоение новых рынков сбыта стран Азии и Африки.

Эти меры предназначены для того чтобы увеличить объемы экспорта автомобилей ЛАДА в 2002 году.

Сервисное обслуживание

АВТОВАЗ продолжает консолидацию структуры фирменной сети во всех регионах России и странах, где продаются автомобили ЛАДА. Для развития гарантийного и сервисного обслуживания автомобилей ЛАДА и в целях большей доступности и улучшения качества услуг, в 2001 году были заключены договоры по гарантийному обслуживанию автомобилей ЛАДА со 114 предприятиями по техническому обслуживанию и ремонту, охватывающие все географические зоны страны.
В целом в дилерской сети ОАО «АВТОВАЗ» техобслуживанием и ремонтом заняты 621 предприятие, которые имеют 3863 поста.
Формирование товаропроводящей сети подразумевает и делегирование производителем части полномочий по расширению сферы послепродажных услуг своему дистрибьютору на оговоренной территории. С целью расширения своей сервисной сети 2001 году ОАО «АВТОВАЗ», через дистрибьюторов, начал работу по привлечению дилеров к техническому и гарантийному обслуживанию автомобилей ЛАДА.
В 2001 году все предприятия, выполняющие предпродажную подготовку и торговлю, включены в информационную систему «Дилер», что дает нам возможность лучше контролировать товарные потоки и отслеживать каждый автомобиль после его продажи.
В начале 2001 года был организован выпуск постоянно обновляемой электронной версии каталога запасных частей автомобилей ЛАДА.
Ведется работа по созданию организационно-технических требований и нормативов для предприятий сервисно-сбытовой сети, разработке оптимальных проектов реконструкции и перевооружения СТО любой формы собственности.
В 2001 году ОАО «АВТОВАЗ» осуществил вложение в переоснащение сервисной сети. Согласно разработаному «Табелю технологического оборудования, оснастки и инструмента» мы, за 2001 год, обеспечили предприятия товаропроводящей сети оборудованием и специнструментом на сумму 4,3 млн. рублей. Это позволило организовать работу по сертификации системы качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9000.

Наличие развитой и высокоорганизованной сервисно-сбытовой сети является одним из основных конкурентных преимуществ ОАО «АВТОВАЗ». Мы намерены продолжать совершенствование сервисно-сбытовой сети с целью сохрания своей доли на автомобильном рынке России в будующем.