Производство
и отгрузка
товарной продукции


Спрос на наши автомобили превышает возможности производственных мощностей.
Сегодня этот вопрос
имеет для нас
критическое значение

В 2001 году общий объем реализованной продукции составил 112 843 млн. рублей.
По сравнению с 2000 годом в сопоставимой оценке этот показатель вырос на 14,2%.

Общая выручка от реализации автомобилей составила 93 232 млн. рублей, что на 12,0% больше чем в 2000 году.

Основным обществом было произведено 768 030 автомобилей, что на 8,1% больше, чем в 2000 году. Из этого количества 753 844 автомобилей было произведено на главных конвеерных линиях.

Автомобилей семейства ВАЗ-2110 было произведено 225 431 шт., что на 28,1 % больше чем в 2000 году, автомобилей с ЭСУД
395 203 шт., что на 74 % больше чем в 2000 году.


Производство автомобилей на главных конвейерных линиях

  План, шт. Факт, шт. Отклонения, %
Автомобили      
Всего 742 513 753 844 1,5
В том числе:
автомобили с ЭСУД
395 000 395 203 0,1
автомобили семейства ВАЗ-2110 222 090 225 431 1,5
автомобили ВАЗ –2115 43 619 45 893 5,2


На внутренний рынок было отгружено 674 947 автомобилей, что на 12,8 % больше чем в 2000 году.
На экспорт, при плане 83 869 автомобилей, отгружено 84 866 автомобиля, что на 25,4% меньше, чем в 2000 году. Причина сокращения - необходимость удовлетворить растущий спрос на автомобили ЛАДА на российском автомобильном рынке.

Годовая помодельная отгрузка автомобилей,
произведенных на главных конвейерных линиях, шт.

Модель Россия,шт. Экспорт, шт. Всего, шт.
ВАЗ-2104 47 282 6 148 53 430
ВАЗ-2105 17 873 2 286 20 159
ВАЗ-2106 36 182 10 691 46 873
ВАЗ-2107 95 811 10 046 105 857
ВАЗ-2108 11 164 1 264 12 428
ВАЗ-2109 84 854 4 699 89 553
ВАЗ-21099 75 897 9 044 84 941
ВАЗ-2110 118 935 12 399 131 334
ВАЗ-2111 43 417 5 043 48 460
ВАЗ-2112 44 751 4 947 49 698
ВАЗ-2115 42 494 3 661 46 155
ВАЗ-2121 56 287 14 638 70 925
ИТОГО 674 947 84 866 759 813

Кроме того 33 автомобиля собрано в специальном конструкторском бюро роторно-поршневых двигателей НТЦ и 14 119 автомобилей было произведено в опытно-промышленном производстве ДТР.

Среднечасовой темп сборки автомобилей на главных конвейерах в 2001 году составил 169,75 авт./час при 168,34 авт./час в 2000 году.

С начала 2001 года основные производственные подразделения ОАО «АВТОВАЗ» были переведены на 11-ти сменный рабочий график в неделю. При этом по специальным графикам работал только тот персонал, который непосредственно задействован в выполнении производственной программы.
Это позволило более рационально загрузить обслуживающий и управленческий персонал.


Полная технологическая трудоемкость была снижена на 5,3%, при этом выработка на одного работающего в сопоставимых ценах возросла на 4,9%.

Количество произведенных автомобилей на одного работающего увеличилось в 2001 году на 8,9% по сравнению с 2000 годом.

Практически успешно завершено внедрение в основном производстве изготовления продукции по заказам дилеров.
В частности, по вариантам исполнения модельного ряда этот показатель достиг 96%, а по цветам окраски 86 %.

Инструмента и оснастки произведено на сумму 963 млн. руб., что составляет 106,4% плана, в том числе для собственных нужд было произведено на сумму 875 млн. руб.


План производства технологического оборудования в целом по ОАО «АВТОВАЗ» в 2001 году выполнен на 100,9%.

Для подготовки производства новых и модернизированных моделей автомобилей произведено технологического оборудования на сумму 291 млн. руб., для перевооружения действующего производства на 178 млн. руб.

Объем производства запасных частей составил 2 437 млн. руб., что на 13,6% меньше, чем в 2000 году. Это объясняется резким ростом производства сборочных автокомплектов, с 53 866 шт. в 2000 году до 115 540 шт. в 2001 году.


Использование
производственных мощностей

Среднегодовая мощность по выпуску автомобилей в 2001 году осталась на уровне 2000 года и равна 730 тыс. шт., т. к. ввод мощностей по семейству ВАЗ-2110 в объеме 15 тыс. шт. осуществлялся одновременно с выводом мощностей по ВАЗ-2106 в том же объеме.

Коэффициент использования производственных мощностей по автомобилям в 2001 году увеличился до критической отметки 1,05, в 2000 году этот показатель составлял 0,97.

Коэффициент сменности технологического оборудования основного производства равен 1,78 (в 2000 году: 1,66).


Оптимизация производства

При проработке решений об изменении отпускных цен, объемов выпуска по моделям, цветам и комплектациям кроме рыночной составляющей учитывались также возможности производства и показатели рентабельности по каждой модели.
Это позволило нам стабилизировать структуру себестоимости автомобиля на протяжении всего года.
Произошла корректировка помодельной структуры выпуска автомобилей. Значительно увеличилась доля в поставках наиболее современных автомобилей семейства ВАЗ-2110, также увеличилась производство автомобилей ВАЗ-2115.

Постоянная работа по увеличению объема выпуска более современных и привлекательных для потребителя автомобилей позволит нам удержать позиции ОАО «АВТОВАЗ» на автомобильном рынке России и в случае вступления страны в ВТО.


Помодельная структура поставок автомобилей
Модель Доля в объеме поставок
за 2000 год, %
Доля в объеме поставок
за 2001 год, %
Изменение (+/-)
ВАЗ-2104 8,3 8,3 -1,3
ВАЗ-2105 5,5 2,7 -2,8
ВАЗ-2106 9,0 6,2 -2,8
ВАЗ-2107 16,4 13,9 -2,5
ВАЗ-2108 2,2 1,6 -0,6
ВАЗ-2109 10,3 11,8 1,5
ВАЗ-21099 15,8 11,2 -4,6
ВАЗ-2110 15,4 17,3 1,9
ВАЗ-2111 3,9 6,4 2,5
ВАЗ-2112 2,2 6,5 4,3
ВАЗ-2115 2,6 6,1 3,5
ВАЗ-2121 8,4 9,3 0,9


Ввиду ограниченных возможностей производственных мощностей на нашей основной площадке, мы изменили подход к увеличению объемов производства. В настоящее время мы наращиваем производственные мощности за счет создания автосборочных заводов в других регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, куда передаем технологии и отгружаем сборочные автокомплекты.
Поэтому, продолжая испытывать нехватку производственных мощностей для выпуска автомобилей на основной промышленной площадке, мы, используя резервы некоторых производств, увеличили выпуск сборочных комплектов.

Мы считаем, что в 2002 году и в последующие годы наша деятельность по созданию сборочных заводов в России и странах зарубежья позволит нам полностью удовлетворить спрос на автомобили ЛАДА.






Информационная система

Понимая, что современная система административного управления может строиться только на основе передовых разработок в области информационных технологий, ОАО «АВТОВАЗ» уделяет огромное внимание развитию своей информационной системы.

Развитие информационной системы в 2001 году определялось возрастающими требованиями руководства ОАО «АВТОВАЗ» к качеству и оперативности информации используемой для управления производственно-хозяйственными процессами в условиях реформирования.
В настоящее время мы модернизируем систему административного управления.
Разработана и внедряется система сбора и накопления внешней маркетинговой информации, необходимой для проведения исследований рынков сбыта, анализа и подготовки решений по объемам продаж автомобилей, условиям отгрузки и ценам реализации. В интерактивном режиме осуществляется сбор и обработка заявок покупателей, формирование заказа на изготовление и отгрузку автомобилей, мониторинг процесса продажи автомобилей дистрибьюторами и дилерами.
Разработана и внедряется, с использованием интернет-технологий, система мониторинга процесса обеспечения поставщиками комплектующих и материалов автомобильного производства.

В суточном режиме производится оценка отклонений в использовании материалов, возникающих в процессе производства, составляются отчеты для анализа оперативных и бухгалтерских данных по отклонениям за месяц, нарастающим итогом с начала квартала и года.
С целью сокращения времени подготовки производства новых автомобилей, проводится разработка и внедрение информационной системы конструкторской и технологической проработки, планирования и координации подготовки производства.

Ежесуточная обработка информации по контролю работы автомобильного производства переведена на новые технические средства, что значительно сократило время формирования и выдачи отчетов.
В 2001 году продолжились работы по созданию системы идентификации и отслеживаемости продукции в производственном цикле.

Завершено внедрение системы учета дефектов в реальном времени.

Мы считаем, что главной задачей развития информационных систем на ближайший период является создание единой системы планирования и контроля ОАО «АВТОВАЗ», а также системы контроля исполнения бюджета каждой бизнес-единицей.