Лада АНТЭЛ-2
В настоящее время
весь мир работает над созданием «чистого» автомобиля. Известные на сегодня
способы снижения токсичности традиционных двигателей внутреннего сгорания
посредством каталитической нейтрализации отработавших газов с ужесточением
законодательных требований приводят к неадекватному усложнению и удорожанию
транспортных средств. И, тем не менее, они не позволяют создать автомобиль
с нулевой токсичностью (ZEV).
Отсутствие очевидных
способов решения указанных проблем привлекло повышенное внимание производителей
транспортных средств к энергоустановкам на топливных элементах. Топливные
элементы имеют наиболее высокую эффективность преобразования химической
энергии топлива в электрическую (КПД 55-60%, что позволяет вдвое снизить
расход условного топлива), идеальную экологическую чистоту (конечный продукт
реакции - вода), не имеют трущихся деталей, благодаря чему бесшумны и
долговечны.
На ОАО «АВТОВАЗ»
в 1999 году была принята программа по разработке автомобиля на топливных
элементах. В 2001 году был разработан ходовой макет АНТЭЛ 1 на базе автомобиля
ЛАДА НИВА 2131. Электрохимический генератор, водородные баллоны и система
управления энергоустановкой устанавливались в багажнике. Кислородные баллоны
располагались под задним сиденьем на месте бензобака. В подкапотном пространстве
были установлены тяговый электродвигатель с редуктором, силовой блок управления
электроприводом и аккумуляторная батарея на 30В для запуска энергоустановки.
С учетом испытаний
автомобиля АНТЭЛ 1 были разработаны технические задания на разработку
и изготовление двух новых опытных образцов автомобилей на водородно-воздушных
топливных элементах со щелочным электролитом.
ЛАДА АНТЭЛ 2 –опытный
образец автомобиля, оснащенного энергоустановкой на топливных элементах,
спроектированный на базе универсала ЛАДА 111. Основой энергоустановки
является щелочной водородно-воздушный электрохимический генератор (ЭХГ),
впервые разработанный в России.
Топливо (водород)
хранится в специальных легких, прочных баллонах высокого давления (400
атм.), запас водорода в которых обеспечивает автомобилю пробег на одной
заправке до 350 км. Подача очищенного от углекислого газа воздуха к топливным
элементам осуществляется воздушным компрессором производительностью до
100 кг/ч под давлением 3,3 атм. В качестве привода используется электродвигатель
переменного тока максимальной мощностью 90 кВт с КПД более 90% и массой
в 32 кг. В состав энергоустановки входит вновь разработанная никель-металлогидридная
буферная аккумуляторная батарея высокой энергоемкости.
АНТЭЛ 3 планируется
изготовить в 2004 году. Он будет отличаться от автомобиля АНТЭЛ 2 тем,
что вместо газобаллонного хранения водорода будет установлен топливный
процессор для получения водорода из бензина на борту автомобиля.
|