Социальная политика ОАО
«АВТОВАЗ» - составная часть корпоративной системы управления.
В ОАО «АВТОВАЗ» традиционно на высоком уровне поддерживается
отношение к «человеческим ресурсам» и понимание их роли в
коммерческом успехе акционерного общества. Корпоративная система
управления предусматривает большой набор инструментов и методов
работы с персоналом, в т.ч. проверенную и осмысленную за многие
годы социальную политику. Разнообразные социальные льготы
и гарантии, социальные программы и программы помощи работникам
позволяют привлекать и удерживать наиболее ценные кадры, укреплять
лояльное отношение работников к акционерному обществу, способствуют
достижению целей предприятия.
За все время существования Волжского автозавода, включая 80-е
годы, государство через предприятие финансировало развитие
и содержание социальной сферы, в т.ч. жилья, детских садов,
объектов соцкультбыта. По мере формирования рыночных отношений
в стране в 90-е годы и преобразования ПО «АВТОВАЗ» в акционерное
общество только некоторые объекты соцкультбыта и детские дошкольные
учреждения остались в ведении ОАО «АВТОВАЗ». Одновременно
с трансформированием государственных социальных гарантий изменялись
подходы в социальном обслуживании работников предприятия.
Так, например, в связи с отказом государства от гарантий по
обеспечению жильем сформирована жилищная программа предприятия;
снижение уровня гарантий государства в медицинском обслуживании
привело к созданию центра медицины труда и формированию программы
добровольного медицинского страхования.
Учитывая, что затраты на содержание социальной сферы снижают
инвестиционную привлекательность предприятия и ухудшают его
положение в условиях растущей внутренней конкуренции, в акционерном
обществе выбран путь формирования адресных социальных программ
– программ «нового поколения». Адресность предоставления льгот
и гарантий работникам акционерного общества является главным
принципом социальной политики предприятия и основным условием
формирования социальных программ. Так, например, если работник
становится участником жилищной программы и выполняет договор
с исполнителями программы, то он получает в частичное исполнение
этого договора безвозмездную субсидию предприятия.
Работникам предприятия уже предложен набор социальных программ
«нового поколения», льгот и гарантий, из которого они могут
выбрать для себя наиболее важные в их жизненной ситуации либо
пользоваться всеми одновременно. В числе таких программ пенсионная
программа предприятия, программа добровольного медицинского
страхования, жилищная программа, программа потребительских
займов.
Работники завода также адресно получают льготы при приобретении
проездных билетов, питания в столовых комбината общественного
питания, путевок на санаторно-курортное лечения и отдых.
Другим важным принципом применения социальных программ является
принцип партнерских отношений между работником и акционерным
обществом при их реализации: стороны оплачивают стоимость
программы в пропорции, установленной нормативными документами
предприятия.
Так, например, если работник предприятия стал участником корпоративного
негосударственного пенсионного фонда и в течение года производил
пенсионные отчисления, то по итогам года предприятие перечисляет
в его пользу пенсионный взнос, размер которого зависит от
собственных накоплений работника. Таким образом, оба – и работник,
и предприятие формируют будущую негосударственную пенсию работнику.
При реализации социальной политики и формировании адресных
социальных программ учитываются и некоторые другие принципиальные
подходы:
- так, программы, льготы и гарантии сориентированы на действующие
в акционерном обществе стандарты, применяются по направлениям,
которые ограничены или отсутствуют в системе государственных
учреждений;
- как правило, в акционерном обществе применяются программы,
льготы и гарантии, имеющие наибольшее мотивационное воздействие;
порядок их применения согласуется с представительными органами
трудового коллектива;
- в ряду важных и принципиальных моментов рассматриваются:
оптимизация налогообложения и предотвращение необоснованного
роста затрат на персонал.
ОАО «АВТОВАЗ» - развивающееся предприятие с растущим бизнесом,
с четко сформулированными целями по техническому перевооружению,
росту объемов производства, обновлению выпускаемой продукции,
и «приводным ремнем» этих процессов является персонал акционерного
общества.
Решение задачи отождествления личных целей работника с целями
предприятия - главная цель социальной политики, и нормативными
документами по применению льгот и гарантий, реализации социальных
программ предусмотрен, в т.ч., бизнес-процесс для работников
предприятия.
Так, например, в пользу работников, увольняющихся в связи
с выходом на пенсию, предприятием перечисляется единовременный
пенсионный взнос. Его размер зависит от количества полных
лет добросовестного труда работника и его заработной платы.
Фактически, это отложенная выплата, права на которую возникает
у работника только при достижении пенсионного возраста и выходе
на пенсию из ОАО «АВТОВАЗ». Ежегодно размер этой отложенной
выплаты нарастает на величину, равную 40% от среднемесячной
заработной платы работника. Различные нематериальные виды
оценки труда на уровне предприятия, как-то: почетные грамоты,
внесение в книгу почета, признание лауреатом конкурсов и правительственные
награды за труд, увеличивают размер этой отложенной выплаты
до 50%.
Участие работника одновременно во всех социальных программах:
пенсионных и жилищных накоплений, медицинского страхования
и амбулаторно-поликлинического обслуживания, получение льгот
при питании на производстве и оплате проездных билетов, компенсация
стоимости путевок на лечение и отдых и т.п., может принести
ему дополнительный доход в размере 3-х среднемесячных зарплат
ежегодно.
Отождествление личных целей работника с целями предприятия
через реализацию его собственного бизнес-процесса предполагает
интеграцию персонала на достижение целей акционерного общества,
урегулирование взаимоотношений акционеров и персонала, а также
предотвращение социальных конфликтов. Кроме того, социальная
политика, основанная на таких принципах, призвана способствовать
формированию позитивного общественного мнения о предприятии.
|