в начало

 
 


Социальная политика
ОАО «АВТОВАЗ»

О реализации социальных программ для работников
ОАО АВТОВАЗ в январе 2003 г.

 
   Социальная политика ОАО «АВТОВАЗ»

Социальная политика ОАО «АВТОВАЗ» - составная часть корпоративной системы управления.

В ОАО «АВТОВАЗ» традиционно на высоком уровне поддерживается отношение к «человеческим ресурсам» и понимание их роли в коммерческом успехе акционерного общества. Корпоративная система управления предусматривает большой набор инструментов и методов работы с персоналом, в т.ч. проверенную и осмысленную за многие годы социальную политику. Разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программы помощи работникам позволяют привлекать и удерживать наиболее ценные кадры, укреплять лояльное отношение работников к акционерному обществу, способствуют достижению целей предприятия.
За все время существования Волжского автозавода, включая 80-е годы, государство через предприятие финансировало развитие и содержание социальной сферы, в т.ч. жилья, детских садов, объектов соцкультбыта. По мере формирования рыночных отношений в стране в 90-е годы и преобразования ПО «АВТОВАЗ» в акционерное общество только некоторые объекты соцкультбыта и детские дошкольные учреждения остались в ведении ОАО «АВТОВАЗ». Одновременно с трансформированием государственных социальных гарантий изменялись подходы в социальном обслуживании работников предприятия. Так, например, в связи с отказом государства от гарантий по обеспечению жильем сформирована жилищная программа предприятия; снижение уровня гарантий государства в медицинском обслуживании привело к созданию центра медицины труда и формированию программы добровольного медицинского страхования.
Учитывая, что затраты на содержание социальной сферы снижают инвестиционную привлекательность предприятия и ухудшают его положение в условиях растущей внутренней конкуренции, в акционерном обществе выбран путь формирования адресных социальных программ – программ «нового поколения». Адресность предоставления льгот и гарантий работникам акционерного общества является главным принципом социальной политики предприятия и основным условием формирования социальных программ. Так, например, если работник становится участником жилищной программы и выполняет договор с исполнителями программы, то он получает в частичное исполнение этого договора безвозмездную субсидию предприятия.
Работникам предприятия уже предложен набор социальных программ «нового поколения», льгот и гарантий, из которого они могут выбрать для себя наиболее важные в их жизненной ситуации либо пользоваться всеми одновременно. В числе таких программ пенсионная программа предприятия, программа добровольного медицинского страхования, жилищная программа, программа потребительских займов.
Работники завода также адресно получают льготы при приобретении проездных билетов, питания в столовых комбината общественного питания, путевок на санаторно-курортное лечения и отдых.
Другим важным принципом применения социальных программ является принцип партнерских отношений между работником и акционерным обществом при их реализации: стороны оплачивают стоимость программы в пропорции, установленной нормативными документами предприятия.
Так, например, если работник предприятия стал участником корпоративного негосударственного пенсионного фонда и в течение года производил пенсионные отчисления, то по итогам года предприятие перечисляет в его пользу пенсионный взнос, размер которого зависит от собственных накоплений работника. Таким образом, оба – и работник, и предприятие формируют будущую негосударственную пенсию работнику.
При реализации социальной политики и формировании адресных социальных программ учитываются и некоторые другие принципиальные подходы:
- так, программы, льготы и гарантии сориентированы на действующие в акционерном обществе стандарты, применяются по направлениям, которые ограничены или отсутствуют в системе государственных учреждений;
- как правило, в акционерном обществе применяются программы, льготы и гарантии, имеющие наибольшее мотивационное воздействие; порядок их применения согласуется с представительными органами трудового коллектива;
- в ряду важных и принципиальных моментов рассматриваются: оптимизация налогообложения и предотвращение необоснованного роста затрат на персонал.
ОАО «АВТОВАЗ» - развивающееся предприятие с растущим бизнесом, с четко сформулированными целями по техническому перевооружению, росту объемов производства, обновлению выпускаемой продукции, и «приводным ремнем» этих процессов является персонал акционерного общества.
Решение задачи отождествления личных целей работника с целями предприятия - главная цель социальной политики, и нормативными документами по применению льгот и гарантий, реализации социальных программ предусмотрен, в т.ч., бизнес-процесс для работников предприятия.
Так, например, в пользу работников, увольняющихся в связи с выходом на пенсию, предприятием перечисляется единовременный пенсионный взнос. Его размер зависит от количества полных лет добросовестного труда работника и его заработной платы. Фактически, это отложенная выплата, права на которую возникает у работника только при достижении пенсионного возраста и выходе на пенсию из ОАО «АВТОВАЗ». Ежегодно размер этой отложенной выплаты нарастает на величину, равную 40% от среднемесячной заработной платы работника. Различные нематериальные виды оценки труда на уровне предприятия, как-то: почетные грамоты, внесение в книгу почета, признание лауреатом конкурсов и правительственные награды за труд, увеличивают размер этой отложенной выплаты до 50%.
Участие работника одновременно во всех социальных программах: пенсионных и жилищных накоплений, медицинского страхования и амбулаторно-поликлинического обслуживания, получение льгот при питании на производстве и оплате проездных билетов, компенсация стоимости путевок на лечение и отдых и т.п., может принести ему дополнительный доход в размере 3-х среднемесячных зарплат ежегодно.
Отождествление личных целей работника с целями предприятия через реализацию его собственного бизнес-процесса предполагает интеграцию персонала на достижение целей акционерного общества, урегулирование взаимоотношений акционеров и персонала, а также предотвращение социальных конфликтов. Кроме того, социальная политика, основанная на таких принципах, призвана способствовать формированию позитивного общественного мнения о предприятии.


 
  Copyright ОАО "АВТОВАЗ" 2002